Вторник, 14 май 2024, 05:07

Утро Козлотура

4647
Утро Козлотура
Во всех биографиях Фазиля Искандера указано, что в 1954-1956 годах он работал в газетах в Брянске и Курске

В некоторых биографических очерках уточняется, что это была газета "Брянский комсомолец". А в самом начале первой своей повести "Созвездие Козлотура" писатель ярко описывает брянский период своей жизни (под катом брянский фрагмент из повести полностью):

"В один прекрасный день я был изгнан из редакции одной среднерусской молодежной газеты, в которой проработал неполный год. В газету я попал по распределению после окончания института.

По какому-то дьявольскому стечению обстоятельств оказалось, что мой редактор пишет стихи. Мало того, что он писал стихи, он еще из уважения к местному руководству выступал под псевдонимом, хотя, как потом выяснилось, псевдоним он взял напрасно, потому что местное руководство знало, что он пишет стихи, но считало эту слабость вполне простительной для редактора молодежной газеты.

Местное руководство знало, но я не знал. На первой же летучке я стал критиковать одно напечатанное у нас стихотворение. Я его критиковал без всякого издевательства, хотя, возможно, и с некоторым оттенком московского снобизма, что, в общем, простительно для парня, только-только окончившего столичный вуз.

Во время своего выступления я краем глаза заметил странное выражение лиц наших сотрудников, но не придал этому большого значения. Мне, честно говоря, показалось, что они поражены изяществом моей аргументации.

Возможно, мне все это и сошло бы с рук, если б не одна деталь. В стихах, написанных от имени сельского комсомольца, говорилось о преимуществах картофелекопалки перед ручным сбором картофеля.

По простоте душевной и даже литературной я решил, что это одно из тех стихотворений, которые приходят самотеком во все редакции мира, и в конце своего выступления, чтобы не совсем обижать автора, сказал, что все же для сельского комсомольца оно написано довольно грамотно.

Впоследствии я никогда не критиковал стихи нашего редактора, но, кажется, он мне не верил и считал, что я эту критику перенес в кулуары.

В конце концов, я думаю, он правильно решил, что для провинциальной молодежной газеты вполне достаточно одного стихотворца. Какого именно, в этом у него не было сомнений, как, впрочем, и у меня.

Весной началась кампания по сокращению штатов, и я попал под нее. Весна вполне подходящее время для сокращения штатов, но мало приспособленное для расставания с любимой девушкой.

Я был тогда влюблен в одну девушку. Днем она работала учетчицей в бухгалтерии одного военного учреждения, а вечером училась в вечерней школе. Между этими двумя занятиями она успевала назначать свидания, и, к сожалению, не только мне. Она разбрасывала эти свидания, как цветы.

Можно сказать, что в те годы она проходила сквозь жизнь с огромным букетом цветов, небрежно разбрасывая их направо и налево. Каждый, получивший такой цветок, считал себя будущим хозяином всего букета, и на этом основании возникало множество недоразумений.

Однажды мы встретились в парке и некоторое время гуляли по аллеям, обсаженным могучими старыми липами. Был чудесный вечер с далекой музыкой, с листьями, шуршащими под ногами, с расплывающимся в сумерках ее живым, смеющимся лицом.

Когда мы вышли из аллеи на освещенную фонарем площадку, я заметил группу ребят. Один из них, на вид наиболее сумрачный, отделился от своих дружков и направился к нам. Его сумрачное лицо сразу же мне не понравилось, я даже подумал, что лучше бы к нам подошел кто-нибудь из остальных, но подошел именно он.

Он приблизился к нам и молча, не говоря ни слова, влепил ей пощечину. Я бросился на него, мы сцепились, но потом подошли остальные и все испортили. Я был сбит с ног и порядочно помят. Так приостанавливают или предотвращают в наши дни дуэли.

Оказалось, что она в этом парке чуть ли не на это же время назначила ему свидание.

Хорошо, но почему в этом же парке? - спросил я у нее, стараясь уловить какую-то логику в ее поведении.

Не знаю, - ответила она, смеясь и нежно отряхивая мой пиджак, - но ведь и я тоже получила...

Я посмотрел на нее и горестно подумал, что ей все идет - от пощечины лицо ее сделалось еще более хорошеньким.

В последнее время ее преследовал один, как нам тогда казалось, пожилой майор. Она, смеясь, часто рассказывала о нем, и это меня тревожило. Я уже знал, что, если девушка слишком смеется над своим поклонником, а тот достаточно упорен, она может выйти за него замуж хотя бы под тем предлогом, что ей с ним весело. В упорстве майора я не сомневался.

Все это не слишком способствовало моему служебному рвению и давало некоторые внешние поводы для осуществления тайного замысла моего редактора.

Чтобы замаскировать свою пристрастность ко мне, редактор сократил вместе со мной нашу редакционную уборщицу, хотя сократить следовало двух наших редакционных шоферов, которые все равно ничего не делали, потому что месяцем раньше началась кампания по экономии горючего и им перестали выдавать бензин. Они до того обленились, что отпустили бороды и целыми днями, не снимая пальто, играли в шашки, сидя на редакционном диване, с лицами, развратно перекошенными от непроходящей похмельной скуки.

Там, где можно было на машине проскочить за материалом в один день, мы ездили в командировку на несколько дней, потому что кампанию по сокращению командировочных расходов тогда еще не проводили.

Так или иначе, сокращение состоялось, и я решил, что мне надо ехать на родину. Редакция щедро со мной расплатилась. Я получил зарплату, какие-то непонятные отпускные и гонорар за свои последние корреспонденции. В ту пору я еще жил студенческими представлениями о финансовом могуществе и поэтому решил, что по крайней мере на два месяца мне обеспечена полная независимость.

Я в последний раз проводил свою девушку до вечерней школы.

Обязательно пиши, - сказала она и, в последний раз бросив мне ослепительную улыбку, исчезла в темном проеме дверей вечерней школы.

Я считал, что такая любовь, конечно, не зависит ни от времени, ни от разлуки. Все же я был несколько уязвлен ее мужеством, мне хотелось более ощутимых признаков ее привязанности, чем эта улыбка.

Вечер я провел на скамье городского парка, обдумывая свою прошедшую жизнь и мечтая о новой. Я сидел на сырой скамье в уже расцветающем, голом, холодном парке. Неожиданно из репродуктора полилась песенка Сольвейг. И пока она звучала, мне ничего не стоило легким, незаметным, может быть, чуть-чуть шулерским движением вложить душу Сольвейг в мою девушку.

Нет, думал я, мир, в котором создана такая песня, несмотря на все свои погрешности, имеет право на счастье и будет счастлив.

И довольно легкомыслия, думал я, надо принять участие в преобразовании мира, пора стать взрослым человеком, пора устраиваться на работу в настоящую взрослую газету, где занимаются настоящими взрослыми делами.

Надо сказать, к этому времени, независимо от моего сокращения, мне порядочно надоел псевдомолодежный словарь нашей газеты, ее постоянное бесплодное бодрячество.

Мне надоели все эти задумки вместо замыслов, живинки вместо живости, веселинки вместо веселья и даже глубинки вместо глубины. Черт его знает что!

Нет худа без добра, думал я, теперь я стану настоящим журналистом, и она многое поймет и оценит.

Что именно она поймет, я представлял смутно, но то, что она оценит меня, казалось мне бесспорным.

Ночью друзья проводили меня на московский поезд. Согретый их прощальной лаской, я уехал в Москву, чтобы оттуда ринуться вниз на родину, на благословенный юг."

Нюансы этого брянского фрагмента, а также просто интерес к творчеству автора "Сандро из Чегема" привели меня к подшивке "Брянского комсомольца" за 1954-1955 годы...

Первая публикация Фазиля Искандера датирована 9 сентября 1954, а последняя 9 мая 1955, что соответствует авторской версии - "в которой проработал неполный год". 

К сожалению, не удалось сходу обнаружить стихотворение редактора (Леонида Андреевича Мирошина) в котором "говорилось о преимуществах картофелекопалки перед ручным сбором картофеля".

Всего удалось насчитать 14 публикаций Фазиля Искандера в "Брянском комсомольце".

Началось все заметкой "Решения остались на бумаге", где критиковалась "запущенность воспитательной работы", которая приводила к тому, что "нередко можно встретить юношей в нетрезвом виде, а колхозницы Наталья Филатова и Настя Доманова посещают евангелистскую секту". 

Затем было несколько производственных заметок с мест.

Пара литературных очерков (к 140-летию со дня рождения Лермонтова и о вышедшем сборнике современных турецких писателей). С довольно смелыми выводами о гибели Лермонтова, например: "Сейчас уже доказано, что это было преднамеренное убийство. Обеспокоенное деятельностью поэта-бунтаря, его большой популярностью, царское правительство спешило избавиться от него.

В довесок к этим очеркам статья с критикой работы сельского литературного кружка. Понятно, что недавний студент московского литературного института нашел в его работе ряд недостатков.

Далее выяснилось, что Фазиль Абдулович любит спорт. Прекрасно, что не только современные брянские спортсмены из Клетни и Белых Берегов оставили свой след в русской литературе, но и деятельность их предшественников из Гордеевки, Дятьково и Дубровки удостоена описания пером классика литературы в заметках "Забытые спортсмены" и "За культурное поведение спортсмена".

Публиковал Фазиль Искандер и фельетоны. Один из них - "За новым фасадом" о вводе в эксплуатацию с недоделками Дома физкультурника паровозостроительного завода трогательно подписан - Ф.Искандер г.Бежица.))

Наконец, стихотворение... Несмотря на то, что редактор "Брянского комсомольца" "правильно решил, что для провинциальной молодежной газеты вполне достаточно одного стихотворца. Какого именно, в этом у него не было сомнений, как, впрочем, и у меня" - несмотря на это одно стихотворение Искандера было опубликовано в "Брянском комсомольце".

Спешу его опубликовать:

Красный цвет

Это цвет наших праздников,

Самых светлых на свете,

Он в стане врага

Друзей не имел.

Беспокойно сидит 

Президент в кабинете,

И спокойно идет

Коммунист на расстрел.

Это стачка отхлынула,

И прорваны фланги,

С неба смотрит сквозь дым

Багровеющий шар,

И на площади голой

Пожарные шланги

Кровь смывают с камней,

Словно гасят пожар.

Этот цвет отвечает 

На выстрелы выстрелами,

Он в колониях поднял

Восстаний грома.

Свирепея швыряют

Портфели министры,

И уходят в отставку,

И сходят с ума.

Мы в историю входим.

От победы к победе

Стяг алеет над нами,

Пальцы вжаты в древко,

Чтоб счастливые люди

На счастливой планете

Наше знамя над миром

Пронесли высоко!

Хоть и с ударениями чуть напутал молодой Фазиль Абдулович, но экспрессию создал нешуточную. Видно было - далеко пойдет!)) 

Источник

Брянск Today
Подписывайтесь на «БрянскToday» в Яндекс.Дзен. Будьте в курсе дневных новостей

Похожие материалы

Добавить комментарий

Оставляя свой комментарий, Вы соглашаетесь с добавления комментариев.
  • Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц их написавших, и не является мнением администрации сайта.
  • Каждый автор комментария несет полную ответственность за размещенную им информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также соглашается с тем, что комментарии, размещаемые им на сайте, будут доступны для других пользователей, как непосредственно на сайте, так и путем воспроизведения различными техническими средствами со ссылкой на первоначальный источник.
  • Администрация сайта оставляет за собой право удалить комментарии пользователей без предупреждения и объяснения причин, если в них содержатся:
    • прямые или косвенные нецензурные и грубые выражения, оскорбления публичных фигур, оскорбления и принижения других участников комментирования, их родных или близких;
    • призывы к нарушению действующего законодательства, высказывания расистского характера, разжигание межнациональной и религиозной розни, а также всего того, что попадает под действие Уголовного Кодекса РФ;
    • малосодержательная или бессмысленная информация;
    • реклама или спам;
    • большие цитаты;
    • сообщения транслитом или заглавными буквами за исключением всего того, что пишется заглавными буквами в соответствии с нормами русского языка;
    • ссылки на материалы, не имеющие отношения к теме комментируемой статьи, а также ссылки, оставленные в целях "накручивания трафика";
    • номера телефонов, icq или адреса email.
  • Администрация сайта не несет ответственности за содержание комментариев.
  • Запрещается использование "гостями" сайта "Имен" (Никнеймов), которые вводят в заблуждение других пользователей, о причастности человека, оставившего комментарий, к "команде сайта". Например, администратор, админ, руководитель сайта и другие. Все комментарии от лица под такими именами (Никнеймами) будут удалены. а пользователь заблокирован.
  • Администрация сайта может ограничить доступ к сайту пользователей с определёнными IP-адресами (диапазонами адресов), вслучае если посчитает это нужным.
Отправить

Комментарии  

0
созвездие 666
07 ЯНВ 19:38 #4
созвездие 666
а мне про меээээстную дэвушку понравилось - прям созвездие козытура из бердичева - а неее))) - из брянска)))
0
Мимо проходил
06 ЯНВ 20:23 #3
Мимо проходил
Блин, только вчера перечитывал "Созвездие Козлотура"!
Спасибо за информацию!
0
Петрович
05 ЯНВ 22:40 #2
Петрович
Не местный
"...не удалось сходу обнаружить стихотворение редактора (Леонида Андреевича Мирошина) в котором "говорилось о преимуществах картофелекопалки перед ручным сбором картофеля". Может этого стихотворения и не было? Судя по всему Вы скрупулезно проработали над подшивкой газеты, а вот стихотворения, из-за которого развели сыр-бор, и не нашли. Может это литературный вымысел? Ф.И. название газеты и имя редактора не указал, а Вы, до конца не получив подтверждения, выставляете в негативном свете заслуженного человека. Как Вам не стыдно!
Что за ерунда? "Сыр-бор" развели не из-за "стихотворения", а из-за брянского периода жизни и творчества известного писателя. Причем здесь ваш "заслуженный человек"?
0
Не местный
05 ЯНВ 22:05 #1
Не местный
"...не удалось сходу обнаружить стихотворение редактора (Леонида Андреевича Мирошина) в котором "говорилось о преимуществах картофелекопалки перед ручным сбором картофеля". Может этого стихотворения и не было? Судя по всему Вы скрупулезно проработали над подшивкой газеты, а вот стихотворения, из-за которого развели сыр-бор, и не нашли. Может это литературный вымысел? Ф.И. название газеты и имя редактора не указал, а Вы, до конца не получив подтверждения, выставляете в негативном свете заслуженного человека. Как Вам не стыдно!